Диспетчеризация инженерных объектов - это система глобального управления инженерными подсистемами зданиями, которая позволяет контролировать все инженерные системы здания, района, города, а также вести коммерческий учёт ресурсов.

Лифтовая диспетчеризация

Диспетчеризация лифтового оборудования обеспечивает постоянный дистанционный контроль его состояния (работа, авария, расположение), анализ траффика и энергопотребления, облегчает техобслуживание, позволяет предотвращать аварийные ситуации, предоставляет оператору (при наличии прав) возможность удаленного ручного управления лифтовым оборудованием. Современное программное обеспечение позволяет в автоматизированном режиме проводить анализ параметров оборудования и при их отклонении выводить данные на мониторы, это позволяет диспетчеру сконцентрироваться на управлении процессами, а не на мониторинге.

Система диспетчеризации одно из необходимых условий, которое обеспечивает безопасную эксплуатацию лифтов, поскольку позволяет повысить оперативность и качество их технического обслуживания.

Структура диспетчеризации лифтов

Оборудование диспетчеризации включает только устройства, обеспечивающие диспетчера необходимой информацией, связью и возможностями управления. Оборудование автоматизации оборудования, например, контроллеры освещения или щиты управления лифтами, только передают данные диспетчеру, но не являются оборудованием диспетчеризации.
Система лифтовой диспетчеризации включает в себя:

Автоматизированное место диспетчера

Пример автоматизированного места диспетчера

Основная часть системы – АРМ (автоматизированное место диспетчера), устройство рабочего места в наибольшей степени влияет на эффективность его работы. АРМ состоит из персонального компьютера, иногда вместо мониторов используют видеостену, аппаратов связи, панелей сигнализации. Современное программное обеспечение диспетчеризации позволяет выводить на мониторы диспетчера информацию со всех (или большинства) инженерных систем здания.

Устройства сбора информации

Концентратор

Устройства, собирающие информацию с объекта для непосредственной отправки ее на пульт – это концентраторы с входными контактами для различных типов сигналов (аналоговых, цифровых или пороговых). Такие концетраторы могут оснащаться выходами для подключения мониторов, а если они устанавливаются в отдельных щитах диспетчеризации, то возможен вывод текущих данных и ручное управление системой через сенсорную панель, установленную в дверцу шкафа, или через кнопки управления.

Устройства передачи информации

КИО

Устройства передачи информации – модемы, радиопередатчики, сетевые интерфейсы и т.п. Они могут быть установлены в одном корпусе с концентратором либо быть отдельным устройством.

Устройства двухсторонней связи

ПГУ

Устройства двухсторонней связи с диспетчером. Могут быть в виде телефонных трубок связи интерком, либо как вызывные панели громкоговорящей связи (переговорные устройства в лифтовых кабинах).

Нормативная база для систем диспетчерского контроля

Автоматизированная система управления и диспетчеризации инженерного оборудования должна обеспечивать централизованный мониторинг оборудования инженерных систем и систем безопасности зданий, диспетчеризацию и управление инженерными системами.

Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий

Нормативная база является основой на всех этапах жизненного цикла систем диспетчерского контроля: во время разработки и производства оборудования, при проектировании, монтаже, пусконаладке, эксплуатации и техническом обслуживании. Вопросы нормативной базы по эксплуатации и техническому обслуживанию выходят за рамки данной статьи, рассмотрим лишь требования к проектной документации и оборудованию систем диспетчеризации.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 ФЗ проектная документация большинства объектов подлежит государственной или негосударственной экспертизе. Предметом экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов.

Единого документа, включающего все требования к системам диспетчеризации, нет. Они разбросаны по ряду нормативных документов, которые мы и рассмотрим.

Нормативные документы, включающие требования к системам диспетчеризации зданий

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184 ФЗ: "Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (384 ФЗ)".

Помимо данного технического регламента (ТР), требования к системам диспетчеризации оказались разнесены еще по двум нормативным документам: "ТР о безопасности лифтов" и "ТР о безопасности машин и механизмов".

Начнем с "ТР о безопасности зданий и сооружений". В нем самом требований к системам диспетчеризации не представлено, они конкретизированы в ряде сводов правил (СП), входящих в перечень документов, прилагающихся к данному регламенту.

Требования к системам диспетчеризации

Общие требования представлены в СП 134.13330.2012 "Системы электросвязи зданий и сооружений". Система диспетчеризации в этом документе носит полное название "автоматизированная система диспетчеризации и управления инженерным оборудованием (АСУД)".

АСУД должны оснащаться все группы функциональных объектов. АСУД должна обеспечивать централизованный мониторинг, диспетчеризацию и управление оборудованием инженерных систем комфорта среды обитания и безопасности эксплуатации зданий, включая эксплуатацию лифтов.

Объем диспетчеризации зависит от оснащения объектов инженерными системами. Согласно СП 134.13330.2012, с АСУД может интегрироваться ряд других систем электросвязи зданий и сооружений, в том числе:

  • системы локальной автоматизации технологического оборудования (в части передачи информации о работе систем и тревожных ситуациях в АСУД)
  • система двусторонней голосовой связи между диспетчером объекта и зонами безопасности инвалидов, а также лифтовыми холлами, где могут находиться инвалиды
  • система диспетчеризации подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения
  • система видеоконтроля работы подъемных платформ для инвалидов и маломобильных групп населения
  • система доступа в подъезд для инвалидов и маломобильных групп населения

Требования по диспетчеризации данных систем конкретизированы в других документах. Так, в СП 134.13330.2012 сформулированы требования к техническим помещениям для размещения оборудования электросвязи, в частности:

"В каждом пожарном отсеке рядом со слаботочным стояком (или вблизи от него) должны быть расположены специальные помещения для размещения оборудования систем электросвязи здания. Помещения должны быть глухими (без окон) и располагаться, как правило, на первом этаже здания с возможностью его посещения в любое время суток. Допускается размещение оборудования систем электросвязи в электрощитовой, при этом все шкафы и оборудование должны иметь степень защиты не ниже IР31 в соответствии с ГОСТ 14254.
В технически обоснованных случаях допускается проектировать помещения для размещения оборудования систем электросвязи и на других этажах, чердаках и в техническом подполье".

Также в данном СП приведены требования к прокладке сетей систем электросвязи, в том числе:

  • требования по устройству вводов в здания
  • требования по прокладке распределительных сетей по зданию

Еще один свод правил из перечня документов к "ТР о безопасности зданий и сооружений" – СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей" – предписывает на автостоянках закрытого типа устанавливать приборы для измерения концентрации СО и соответствующую сигнализацию в помещении, где круглосуточно дежурит персонал. Логично, что для выполнения данного требования предусмотрена интеграция оборудования с системами диспетчеризации.

Имеются нормативные документы, не вошедшие в перечень к "Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений", но представляющие интерес с точки зрения систем диспетчеризации. Один из них – СП 256.1325800.2016 (актуализированная редакция СП 31-110-2003) «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа». В преамбуле этого СП говорится: «В своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием: искусственного освещения, электроснабжения, схем электрических сетей, распределительных и групповых сетей, защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В, электрического отопления и горячего водоснабжения». Большая часть СП этим вопросам и посвящена. Однако в последнем, 18 м, пункте, обозначенном как «Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления», приведены общие положения, регламентирующие проектирование и размещение автоматизированных систем учета, контроля и управления. Помимо этого, в СП формулируются необоснованные требования к структуре АСУД, ее программному обеспечению, а также неоднозначные требования к каналам связи. Очевидно, в связи с этим в актуализированной редакции СП диспетчеризация лифтов выведена из-под некорректных требований к АСУД в отдельную систему диспетчерского контроля лифтов (СДК).

СП 256.1325800.2016 не входит в перечни к техническим регламентам. Следует понимать, что в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании не включенные в технические регламенты требования к продукции не могут носить обязательный характер. Тем не менее, требования к размещению и монтажу оборудования, приведенные в данном СП, представляются вполне разумными и могут быть использованы в работе. В приложении к данному СП имеется таблица с объектами и объемами оснащения АСУД жилых и общественных зданий за исключением диспетчеризации лифтов.

Есть еще один документ, касающийся диспетчеризации, это ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий». Несмотря на то, что документ вступил в действие в 1990 году и содержит некоторые анахронизмы (ссылки на исполком Советов народных депутатов), он является наименее противоречивым и самым полным с точки зрения объектов и объемов диспетчеризации. Эти данные приведены в приложении 2 к ВСН. Необходимо учитывать, что требования к диспетчеризации лифтов, приведенные в данном документе, являются устаревшими, и в этой части нужно использовать другие нормативные документы.

Следующий свод правил, входящий в перечень к регламенту и касающийся систем диспетчеризации, это СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В данном СП установлено, что замкнутые пространства зданий, где инвалид, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, а также лифтовые холлы и зоны безопасности должны быть оборудованы системой двусторонней связи с диспетчером или дежурным. Система двусторонней связи должна быть снабжена звуковыми и визуальными аварийными сигнальными устройствами.

Кроме того, в СП 59.13330.2012 прописаны требования по диспетчеризации платформ для инвалидов. Данные требования конкретизированы в ГОСТ Р 55641-2013 «Платформы подъемные для инвалидов и других маломобильных групп населения. Диспетчерский контроль». В соответствии со сводом правил необходимо, чтобы до сведения диспетчера доводилась следующая информация:

  • о срабатывании электрической цепи безопасности
  • об открывании дверей (крышек) шкафа управления и вводного устройства
  • о вызове обслуживающего персонала на переговорную связь

Устройства диспетчерского контроля должны обеспечивать двустороннюю переговорную связь между обслуживающим персоналом и лицами, находящимися на подъемной платформе. Объем информации для диспетчерского контроля платформ может быть расширен за счет введения:

  • видеоконтроля зоны работы платформы
  • дистанционного отключения и включения энергоснабжения платформы
  • дистанционного отключения и включения дополнительного освещения в зоне работы платформы
  • переговорной связи обслуживающего персонала с лицом, находящимся на посадочной площадке

Диспетчеризация лифтов

Диспетчеризация лифтов – отдельный раздел требований к АСУД. В Техническом регламенте Таможенного союза (ТР ТС) 011/2011 «Безопасность лифтов» устройство диспетчерского контроля определяется как техническое средство для дистанционного контроля за работой лифта и обеспечения связи с диспетчером. В требованиях по диспетчеризации предусмотрено «оборудование кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне».

Должно быть обеспечено снятие сигналов:

  • о срабатывании электрических цепей безопасности
  • о несанкционированном открывании дверей шахты
  • об открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения

Требования к диспетчеризации лифтов оказались разнесены по ряду ГОСТов:

  • ГОСТ Р 53780-2010 «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке»
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования»
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации»

Во всех этих документах в разной форме изложены и дополнены требования технического регламента. Наиболее полно и логично требования к устройствам диспетчерского контроля сформулированы в ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».

В результате диспетчеризации лифта должна быть обеспечена следующая функциональность:

  • двусторонняя переговорная связь между диспетчерским пунктом и кабиной, а также крышей кабины, диспетчерским пунктом и машинным помещением, диспетчерским пунктом и основным посадочным этажом (при необходимости)
  • сигнализация об открытии дверей шахты при отсутствии кабины на этаже в режиме нормальной работы
  • сигнализация об открытии дверей, окон, люков машинного (блочного) помещений или шкафов управления, расположенных вне машинного помещения
  • сигнализация о срабатывании электрических устройств безопасности
  • функционирование системы диспетчерского контроля не менее одного часа при прекращении энергоснабжения
  • световая сигнализация о подаче и приеме вызова из кабины в лифтах, предназначенных для маломобильных групп населения

Помимо требований к диспетчеризации лифтов, в ГОСТах, входящих в перечень нормативных документов к ТР ТС, определены требования к обеспечению лифтовой служебной связи:

  • между машинным помещением и кабиной и (или) крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком (ГОСТ Р 53780-2010)
  • кабина лифта для пожарных должна быть оборудована средствами для обеспечения связи в режиме «Перевозка пожарных подразделений» между диспетчерским пунктом и кабиной лифта, а также основным посадочным этажом (ГОСТ Р 52382-2010)

Данные требования выполняются с помощью средств из комплекта поставки лифтового оборудования или (чаще всего) дополнительного оборудования из линейки средств АСУД. Таким образом, можно выделить объекты, подлежащие диспетчеризации в обязательном порядке. Это лифты, подъемные платформы для инвалидов, замкнутые помещения, где инвалид может оказаться один, подземные автостоянки, системы локальной автоматизации технологического оборудования, в том числе системы пожарной и охранной сигнализации.

Построение систем диспетчеризации

В заключение скажем несколько слов о построении систем диспетчеризации. Их можно условно разделить на автономные и централизованные. Автономные системы предназначены для диспетчеризации отдельных зданий или жилых комплексов. Пульт диспетчера в этом случае находится на объекте. Используются, как правило, проводные каналы связи. Автономные системы – наиболее простое, надежное и дешевое решение.

В процессе эксплуатации география диспетчерских пультов изменяется: создаются централизованные диспетчерские пульты, при этом снижаются эксплуатационные издержки за счет сокращения штата диспетчеров и отказа от аренды помещений. Помимо этого, происходит создание диспетчерских пультов на базе управляющих и лифтовых компаний, которые включают диспетчеризацию в перечень своих услуг. Подключаются к системам диспетчеризации и лифты после капремонта.

При этом, как правило, между пультом диспетчера и объектом нет прямых проводных линий связи. В этом случае целесообразно использовать системы диспетчеризации, базирующиеся на GSM или широкополосных каналах связи (локальная сеть, интернет).

Системы на базе GSM применяются при диспетчеризации разнесенных объектов. Зона действия определяется зоной покрытия оператора GSM. Применение таких систем позволяет исключить капитальные затраты на прокладку линий связи. Переключение контролируемых пунктов на другой диспетчерский пульт осуществляется в этом случае без значительных затрат и перерыва в обслуживании.

Системы на базе широкополосных каналов связи наиболее универсальны с точки зрения применяемости. Эти системы могут использоваться как в отдельных жилищных комплексах (внутренняя локальная сеть), так и при создании систем диспетчеризации значительно разнесенных объектов (в этом случае на диспетчерском пульте и контролируемом пункте необходимо обеспечить доступ к интернету).

Изготовители современных систем диспетчеризации, как правило, предоставляют возможность переводить автономные системы в централизованные без замены установленного оборудования.